Человечество в стремлении улучшить свою земную жизнь постоянно изобретает все более совершенные средства производства, передвижения, связи. Церковь не отвергает технический прогресс, она признает достижения цивилизации и пользуется ими. А монастыри призваны являть миру образец правильного, духовного отношения ко всему, в том числе и к различным технологиям. И мы задаемся вопросом: «Насколько допустимо внедрять в монастыри достижения технического прогресса, в какой мере должны иноческие обители идти в ногу со временем, в каких случаях современная технология полезна монастырям, какие наиболее распространенные искушения связаны с новыми технологиями?».
Монастырь не может использовать всё, что изобретает современный мир, потому что у него иные цели, чем у мира. Главный смысл пребывания в монастыре — это единение со Христом, поэтому различные технологии используются только в той мере, в какой они помогают монахам в искании Бога, и не используются, если препятствуют этой цели, если их применение разрушает основные условия монашеской жизни.
Монашеская жизнь строится не по обычным человеческим меркам. То, что для других людей совершенно безгрешно, для монахов может стать преткновением. Это можно отнести и к современным технологиям. Монахи призваны быть особенно трезвенными, чтобы из-за современных удобств не лишиться той радости и благодати, которую дает настоящая монашеская жизнь.
Вопросы зависимости от Интернета сейчас все больше занимают педагогов, которые работают с детьми и молодежью. Представляете, насколько более серьезную опасность они представляют для монахов? Если ты часок проведешь в Интернете, «попутешествовав» по всему миру, то, как это связать с твоей обязанностью уйти от мира? Если твой разум полон различной информации, – как освободить твои помыслы? Если ты чувствуешь, что много всего знаешь, поскольку пользуешься Интернетом, – как ты будешь проявлять послушание своему игумену, который, может быть, таких знаний не получает. Если, нажимая на кнопку, ты можешь сделать всё что угодно, – как ты будешь проявлять аскезу? Если разговариваешь со всем миром, то, как ты собираешься стяжать добродетель молчания? Плохо даже не то, что есть доступ к информации, – плохо то, что мы сегодня этот вызов века не научились отражать или, другими словами, правильно пользоваться информацией. Знаете, это можно сравнить с тем, что в час «пик» при загазованности воздуха на улице нельзя открывать окна. Современное информационное пространство более чем «загазовано», и его бывает не так просто «проветрить» … Негативная информация, однажды попавшая в сознание, долго там находится и не всегда приносит положительные плоды.
Серьезные исследования доказывают, что интернет-зависимость сегодня гораздо сильнее, чем зависимость от тяжелых наркотиков. Интернет-зависимым людям сложно проявлять послушание, у них тенденция к независимости и самостоятельности. Так как основные характеристики монашеской жизни это послушание, смирение, воздержание, аскеза, тишина и мирное устроение, то всё, что мы получаем с интернета, приводит нас к абсолютно противоположному результату.
Современные технологии полезны в монастыре тогда, когда содействуют главным целям монашеской жизни: служению Богу и ближним, спасению душ человеческих. Так, например, уместно применять технологии в храмоздательстве, в издании духовной литературы. В особенности большую пользу технологии могут приносить на трудоемких монастырских послушаниях: в трапезной, прачечной, просфорне, сельском хозяйстве, – облегчая труд монахов, они дают им возможность больше времени посвящать молитве и чтению. При этом, конечно, важно следить, чтобы не возникало пристрастия к технологиям, чтобы сердце монаха оставалось свободным. Игумен монастыря также всегда призван помнить о том, что основные условия монашеской жизни – это любовь к подвигу, простота, беспопечительность, нестяжательность. И необходимо соблюдать умеренность в использовании технологий, так чтобы из-за них в монастыре не создавалась атмосфера излишнего комфорта, чтобы не утрачивался подвижнический дух.
Отдельно следует сказать об информационных технологиях. В данном случае, в контексте монастырской жизни, нам кажется, важно разделить интернет и компьютерную технику. Компьютерная техника включает в себя компьютер, ксерокс, сканер, принтер, факс и т.п. Благодаря новым техническим средствам, монахи могут исполнять некоторые работы, не выходя из канцелярии монастыря. Например, с помощью Интернета они могут посылать государственным органам и получать от них различные документы, чертежи, фотографии, проекты; оплачивать платежи, например за какие-нибудь материалы или по налогам; получать информацию, касающуюся монастыря. Без компьютерной техники сегодня невозможно ведение бухгалтерского учета, составление документов, осуществлять оцифровку трудов святых отцов. В результате экономится время и сохраняется внутренний душевный мир монахов, их монашеское устроение, что является важнейшим критерием в решении любого вопроса монашеской жизни, в том числе и применения технологий. Но если говорить об интернете, который включает в себя социальные сети, неконтролируемые потоки самой разной информации, то здесь речь пойдет совершенно о другом.
Каждый монах, имеющий некий опыт пользования интернетом, который желает оставаться монахом не только по одежде, но и по внутреннему устроению души четко осознает, что пользование интернетом для него если и возможно по необходимости и по благословению, то очень ограничено. Интернет – это пространство больших духовных рисков и прежде чем всякий раз в него выйти стоит хорошенько подумать. Конечно, интернет предоставляет и некоторые полезные возможности. Например, онлайн технологии позволяют в какой-то мере решить проблему получения монахами духовного образования: монахи имеют возможность общаться с преподавателями, не покидая обители. Однако рисков при пользовании сетью интернет гораздо больше, чем пользы.
Преподобный Силуан Афонский рассказывает об одном иноке, который тридцать пять лет подвизался в монастыре, но однажды поддался соблазну и два часа смотрел на мир и потом сам признался, что полюбил мир. «Так может измениться душа монаха и обратиться к миру. <…> Из этого видно, как надо бояться, чтобы не потух в нас тот огонь, который нас понудил бросить мир и возлюбить Господа», — пишет старец Силуан.
Очень важно воспитывать в насельниках монастыря сознательность, т.е. «жизнь в сознании», что означает обдуманность каждого поступка, правильные понятия о том, что, зачем и почему он должен делать. Реализация принципа сознательности состоит в том, чтобы привить монашествующим глубокое и осмысленное понимание цели их жизни в духе подвижничества и отречения от мира, раскрыть перед каждым красоту монашеской жизни, указать путь духовного совершенствования. Если говорить об использовании информационных технологий, то сознательность и правильные понятия о монашеской жизни – это тот стержень, который будет держать в трезвении монашествующего относительно необходимого использования информационных технологий.
Архиепископ Берлинский Марк советовал монахам, имеющим послушания, связанные с компьютерными технологиями прерываться каждые полчаса для того, чтобы сделать 10 поклонов, прочесть 25 Иисусовых молитв, а потом опять возвращаться к своему делу. Он говорил: «Я знаю по опыту, что это очень эффективно. Многие боятся оторваться от работы: думают, что отвлекутся — и потеряют ход мысли, но это не так — наоборот, после молитвы тебе думается яснее, приходят новые мысли. Конечно, тут нужна и внутренняя дисциплина».
Обилие мирских впечатлений угашает ревность в душе монаха, препятствует молитвенной сосредоточенности и трезвению, обращает его к внешнему и, как правило, лишает его душевного покоя. Он теряет способность к нерассеянной молитве. Митрополит Лимасольский Афанасий, в одной из своих бесед говорил, что важным условием для молитвы является воздержание ума, то есть то, чтобы человек не накапливал лишние впечатления, не собирал мусор в свой ум. «Ведь если человек целый день чем-то себя наполняет из того, что его окружает; если ум его узнаёт что-то новое, принимает в себя множество образов, фантазий, изучает то, что его не касается, — тогда все эти ненужные дела, весь этот мусор станет препятствием для человека, когда он пойдет молиться».
И в особенности важно храниться от излишних впечатлений монахам, для которых молитва, трезвение являются, как выражается старец Иосиф Исихаст, их профессией. В монашество в наши дни, как правило, приходят люди, переполненные впечатлениями мира и внутренне разбитые из-за обилия информации. Тишина монастыря, в который мир не вторгается через СМИ, помогает им обрести внутреннюю цельность, свободу и чистоту ума.
Сохранение подвижнического духа — это не только признак духовного процветания монастыря, но и одно из условий его выживания. Как говорит старец Паисий, если из монашества уходит дух аскезы, то жизнь иноков теряет смысл.
Наконец, умеренность и рассудительность в использовании технологий необходимы для того, чтобы сохранить в сердцах монахов ревность. Как замечают многие духовно опытные люди, современному человеку в особенности свойственны вялость, расслабленность воли, теплохладность, стремление к комфорту, как в телесном, так и в духовном плане. Старец Паисий говорит об этом так: «[Современные] люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. Сегодня все — и стар и млад — гонятся за легкой жизнью. Люди мирские — к тому, чтобы заработать побольше денег не работая. Люди духовные стремятся к тому, чтобы освятиться с меньшим трудом».
Хочется закончить это сообщение словами из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вот, смотри - компьютер сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. Один человек на этой железяке наполнил мир богослужебными книгами, а другой безобразными. Кто и как будет отвечать перед Богом? Богом судится человеческое произволение».