Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего

"ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО"

   Только сосредотачиваясь на вечности, мы становимся способными правильно воспринимать временное. Но если мы будем оценивать временное, исходя только из нашего времени, мы впадем во многие заблуждения, и как часто мы встречаемся с таковыми в различных исторических исследованиях.                                                                                      Что же является нашим главным приобретением? Церковь смотрит на мир глазами вечной Божественной правды. Она эту правду неустанно возвещает и свидетельствует о том, что главное духовное сокровище, которое есть у нашего народа, — это православная вера, воспринятая равноапостольным великим князем Владимиром и нашими предками в крещальных водах Днепра. Она тот корень, из которого произросло прекрасное и мощное древо более чем тысячелетней российской государственности и русской культуры.                                                                                                   На протяжении многих веков эта вера питает народы Руси живительными соками евангельской истины, воспитывает в людях лучшие нравственные качества, но самое важное — призывает ко спасению и возводит человека к вечной жизни. Наш народ приобрел Христа (Флп. 3:8). Вот наше главное и самое ценное духовное приобретение — главный дар Бога народам исторической Руси. Дар, который нам нужно беречь как зеницу ока. Беречь и сегодня, в очень благоприятных для Церкви условиях бытия и вместе с тем в очень сложных обстоятельствах исторического процесса, в котором Бог нам повелел пребывать… Если Бог будет в нашей жизни на первом месте, то остальное обязательно будет на своем.                                    Слово cultura впервые встречается в земледельческом трактате Марка Порция Катона Старшего. В его понимании возделывание земли подразумевает особое к ней отношение, которое и называется культурой. Другой римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон первым сказал, "что культура – это возделывание души человека". Православие больше тысячи лет возделывает русскую цивилизацию. Многие века именно вера формирует наши ценности, наши идеалы, наше мироощущение.                               Культура — это один из способов возделывания человеческого разума, человеческих чувств, человеческой воли. Культура перестает быть культурой, если она не формирует человека, если она его не воспитывает, не возвышает. Культура любого народа — это живой организм со своими родовыми особенностями, организм, хранящий память и традиции предков. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Культура включает в себя достижения человека во всех сферах деятельности — точных науках, общественных дисциплинах, гуманитарных отраслях знания. Но в большей степени, конечно, культуру мы постигаем, обращаясь к гуманитарной области человеческой деятельности. Поэтому особое значение в наше время, достаточно рациональное и технократическое, когда появляются новые способы и средства коммуникации, приобретает преподавание гуманитарных дисциплин. Через культуру, образование и воспитание усваивается национальный культурный код. Культура — это общее, народное достояние, и попечение о ней нельзя превращать в способ стяжания личной выгоды, необязательно материальной.                                                                                     Подлинная культура направлена на возвышение человеческой личности. Сама этимология слова «культура» связана с культивацией, с улучшением: мы культивируем почву, чтобы лучше был урожай, мы культивируем человеческую личность, чтобы она возвышалась. Но на это же направлена и деятельность Церкви — возделывать человеческую личность, улучшать человека. Д. С. Лихачев говорил: «Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации». Поэтому и культура, и религиозная вера имеют одну общую цель. Культура является мощным инструментом формирования личности. У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей массовой культуры.                                             Культура народов исторической Руси веками созидалась на православном духовном базисе. Без вдохновенной веры немыслимо появление мировых шедевров, таких как "Троица" преподобного Андрея Рублева, церковь Покрова на Нерли, Успенский Собор во Владимире, Церковь Преображения в Кижах, церковь Покрова в Филях и многие другие. В своем сердце, просвещенном христианской верой, наши великие соотечественники черпали духовные силы, позволяющие создавать произведения искусства.                                 Культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой, когда через эту псевдокультуру уже фактически языческую культуру, через выработку определенных стандартов жизни, связанных с ложно понимаемой темой прав и свобод человека, происходит духовное, нравственное разложение людей. В свое время академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал замечательные слова: «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия — и академик ставит религию на первое место! — наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Эти слова не потеряли актуальности и в наши дни. Изучение религиозных основ и традиций неотъемлемо от понятия «культурный человек».                                                                  Культура — явление разностороннее и многогранное, пронизывающее все сферы жизнедеятельности человека, считает протоиерей Андрей Ткачев. «Мы говорим и о культуре образования и воспитания, и о культуре семьи и брака, и о культуре как творческой традиции народа. Изучение наших корней, основ православной культуры, показывает, что она пронизывает все сферы бытия человека. Сегодня суть проста – культ обогащения рождает культуру наживы и потребительства. Идея нашего времени – озолотиться одним махом, сейчас у нового поколения непопулярно стоять у станка. В итоге, мы Бога вытесняем из центра мира, и помещаем туда человека. Он теперь главный, а небеса пусты. Продолжаем петь, но уже не молитвы, а много всякого другого. Проповедуем, но не с кафедры, а на митингах и с театральных подмостков».                                                                                          Как писал историк Антон Владимирович Карташов, «русская культура... родилась в тот момент, когда Владимир Святой, после долгих размышлений и борьбы конкурирующих влияний, сознательно избрал византийскую крещальную купель и в нее решительно привел и весь русский народ. Это был момент определяющий, судьбоносный для всей нашей истории... Князь „Красное Солнышко“ сформировал коллективную историческую душу народа и стал истинным отцом-родителем нашей культуры». Если мы еще не осознали, что без православного корня нет русской культуры, ибо без Православия нет и русской души, родящей из себя культуру, если мы еще не чтим ярко и достойно отца нашей православности — Крестителя Руси, это только признак незрелости нашего национального самосознания.      Основное средство сохранения духовной культуры — это письменное слово. На Руси письменность появилась в первую очередь благодаря святым Солунским братьям Кириллу и Мефодию. Примечательно, что славянское письменное слово появилось в результате переводов текста Священного Писания и богослужебных книг. Очевидно, что древо нашей духовной культуры корнями уходит в Евангельскую почву, в христианскую и православную. Недаром русская пословица гласит: "Золото добывают из земли, а знания – из книги."                На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Православие действительно оказало огромное влияние на становление и развитие русской словесности, и, перефразируя Тертуллиана, можно сказать, что русская литература по природе своей христианка. Впитавшая в себя свет христианского учения, классическая русская литература в советское время оставалась едва ли единственным разрешенным духовным чтением и богословием в образах. Когда Церковь была лишена возможности открыто проповедовать, именно литература во многом взяла на себя роль хранительницы национального духовного наследия. Ей мы обязаны тем, что сохранили свою историческую память, что не прервались культурные и духовные связи между поколениями.                                                                                         Если мы вспомним время расцвета русской культуры в XIX — начале XX веков, то с легкостью заметим, что он связан в первую очередь с творчеством именно христиански ориентированных писателей — А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,  И.С. Тургенева,  Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова; художников — И.Е. Репина, А.А. Ивáнова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, М.В. Васнецова; композиторов — П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова; мыслителей-философов — Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского; преподавателей-педагогов — В.А. Жуковского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и это далеко не полный список выдающихся сынов нашего Отечества, раскрывших настоящую красоту и богатство русской культуры. Раскрывших так, что до сих пор их интерпретация русской истории и русской культуры остается актуальной. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.                                                                                                      Говоря о духовном ядре нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства.                                                              Искусство... призвано, в первую очередь, раскрывать замысел Божий о мире, свидетельствовать о высоком призвании человека, возвышать его ум и сердце, приподнимая над суетой повседневности и ставя перед человеком «вечные вопросы» о добре и зле, о смысле и главной цели жизни.  Искусство в силу своего воздействия на сознание человека является огромной силой, и от того, чем наполняется то или иное произведение искусства, зависит результат формирования сознания человека, либо это будут ценности, либо антиценности. Поэтому ответственность людей культуры и искусства огромная, потому что через их произведения формируется личность.                                                                        Опыт жизни показал: когда ответственные люди, представляющие культуру, и ответственные люди, представляющие Церковь, вступают в реальный диалог и начинается сотрудничество, то проблемы, какими бы сложными они ни были, решаются разумно, во взаимопонимании и, самое главное, решаются таким образом, что эти решения приносят пользу людям и Отечеству.                       Церковь не претендует на то, чтобы предложить некий единственно правильный выход. Но она может напомнить о том, в чем состоит главная ошибка Нового времени. Эта ошибка — в отказе от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными примерами, образцами, опирающимися на Богом данные, а потому и неизменные нравственные ценности, сопровождающие человечество на протяжении всей истории.                                                                                                    Нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов. Недаром принято говорить о золотом правиле нравственности”, которое на языке Евангелия звучит так: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. В период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация. Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития — литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно культура оставалась носительницей христианского благовестия. Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.                                                      Будучи фундаментом русской культуры, православная вера всегда укрепляла и поддерживала наш народ, сподвигала его на жертвенное служение и созидательные труды на благо Отечества, на защиту государства и цивилизационных принципов нашей национальной жизни.                                            Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного.                     На самом деле никто из нас не застрахован, как не застрахован весь мир, от безумия. Что же может удержать нас от ошибок? Это ценности, которые с молоком матери передаются из поколения в поколение. Это ценности веры, ценности культуры, ценности опыта национальной жизни. В контексте этих ценностей формируется нравственный код человечества. И если люди отрицают прошлое, то они разрушают фундамент, некое основание, через которые воспроизводятся присущие данному народу и всему роду человеческому вечные и неизменные ценности, — как мы верим, Самим Богом вложенные в природу, в душу, в сердце человека. Духовные ценности могут передаваться не только через церковную проповедь, но и через культуру.                             Культура формирует социальные модели поведения человека и небезразлично, в какой именно культуре воспитываются дети. Потому православная Церковь во все времена благословляла семью и впредь будет приветствовать любые меры по ее поддержке. Фундамент культуры, самые первые и самые прочные представления о добре и зле, о должном и о неприемлемом закладываются именно в семье.         Самое главное предназначение культуры — это сохранение человека в системе нравственных координат, потому что если человек выпадает из этой системы, то, как очень правильно сказано у Достоевского, такому становится все позволено, и человек превращается в зверя. Это одичание человеческих отношений сегодня приобретает очень опасный масштаб. Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом - через кинематограф, через театр... И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь.  Великое благословение Божие над Россией в том, что вся наша культура — и литература, и живопись, и архитектура, и музыка — проникнута ясным различением добра и зла, особенно наша художественная литература.  Впитанные русской культурой христианские идеалы светили на всех крутых поворотах нашего исторического пути, как путеводная звезда перед волхвами. Они не дают сбиться с дороги и сегодня. У Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.                                                             Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей - сегодня время сплочения всех здоровых сил, и Церковь, и искусство, и культура, наши писатели, ученые, все те люди, которые любят Родину, должны быть сегодня вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации.                                                 Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет. В сочетании знаний, интеллекта, образования и духовности — сила нации, сила народа. Именно этот сплав, это сочетание и определяет жизнеспособность государств.                                                                 Приобщенность к культурному наследию народа является основой национальной идентичности и даже гражданского самосознания. Крайне важно, чтобы духовно-нравственная и эстетическая составляющие определяли культурную жизнь нашего народа, в том числе наших молодых современников.   Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений о поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народа.  Бережное отношение к истории и сохранение исторического наследия — это зримое свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого. Если мы будем учитывать опыт наших предков, и в частности, что очень важно для нашей страны, осознаем причины войн, междоусобиц, революций, мы сможем и в будущем не повторить роковых ошибок.                        Слово «традиция» не всеми в должной мере воспринимается сегодня. Это связано часто в массовом сознании с некой «отсталостью». Но на самом деле традиция — это механизм и способ передачи ценностей, которые не могут исчезнуть из народной жизни. Не все то, что в прошлом, хорошо, ведь мы выбрасываем мусор, мы же не все сохраняем от нашего прошлого. Но есть вещи, которые необходимо сохранять, потому что, если мы их не сохраняем, разрушается наша национальная, культурная, духовная идентичность, мы становимся другими, и чаще всего мы становимся хуже. Д. С. Лихачев писал: «Культура — это нечто, что нельзя купить за деньги, но что можно передать из поколения в поколение».   Знание истории своего народа – одна из основ образования человека и укрепления духовных ценностей. Нельзя говорить о будущем, не осознав, не осмыслив прошлое, а наша духовная история невероятна интересна, богата и значима.                                                                Отличительными особенностями истории и культуры нашей страны являются многовековой опыт добрососедства, межнационального и межрелигиозного диалога, согласие народов, объединенных в историческую Русь. Представляется, что наша национальная культура немыслима без стремления к народному единству, справедливости и миру. Уникальность российской культуры в том, что ее обогащают и традиции других братских народов, которые проживают в нашей стране, потому что сила объединения согласно православному пониманию всегда в Любви и Добре, поэтому вместо диктата и экстремизма избирается взаимоуважение и добрососедство, процветает сотрудничество и сотворчество. Это прекрасно выразил в стихах Федор Иванович Тютчев:

  «Единство, — возвестил оракул наших дней, —            Быть может спаяно железом лишь и кровью…»                  Но мы попробуем спаять его любовью, —                          А там увидим, что прочней…»        

Задать вопрос Наверх Яндекс.Метрика