«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» Тема XXXIII Международный Рождественских образовательных Чтений
«СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАСТУПНИЧЕСТВА И ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ И СВЯТЫХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ»
Воссылая благодарственные молитвы за дарованную в 1945-м году Пасхальную Победу Господу Богу, Заступнице усердной рода христианского Богородице Марии, мы вспоминаем и о заступничестве и покровительстве наших Небесных покровителей – Святых угодников Божиих. Священные страницы родной истории содержат множество свидетельств о патриотическом служении русских монастырей и насельников этих святых обителей. Профессор Московской духовной академии Пётр Симонович Казанский (1819-1878), автор многочисленных работ по истории русского монашества, писал, что «как непонятна была бы история Церкви в первые три века без истории мученичества, так непонятна была бы история последующих веков без истории монашества». На Руси Православные монастыри в своей истории неразрывно связаны с судьбой своего Отечества. Самым ярким примером патриотического служения Отечеству в тяжелую эпоху татаро-монгольского порабощения Руси был игумен Троицкого монастыря Преподобный Сергий Радонежский, возбудивший духовно-нравственные силы русского народа, приниженного вековым татаро-монгольским игом. Его подвиг перед Отечеством золотыми буквами занесен на страницы Российской истории. Священный патриотизм нашего народа достиг небывалых высот в годы Второй мировой войны, что обусловило победу России над фашизмом. И эта славная победа была одержана, в первую очередь благодаря молитвенной помощи святых угодников Божиих, благодаря их горячему предстательству пред Престолом Божиим за русский народ. Среди победителей в этой страшной войне известно немало имен с иноческим званием. Воскресный день 22 июня 1941 г., день нападения фашистской Германии на Советский Союз, совпал с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. В далекой Америке бывший глава военного духовенства белой армии митрополит Вениамин (Федченков) призывал Божие благословение на воинов советской армии, на весь народ, любовь к которому не прошла и не уменьшилась в годы вынужденной разлуки. 2 июля 1941 г. он выступил на многотысячном митинге в Нью-Йорке с обращением к соотечественникам, союзникам, ко всем людям, сочувствовавшим борьбе с фашизмом, сказав, что от судьбы России зависят судьбы всего мира. Особое внимание Владыка Вениамин обратил на день начала войны – День Всех святых, в земле Российской просиявших, считая, что это есть «знак милости русских святых к общей нашей Родине и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом». В первый же день войны, за 11 дней до знаменитой сталинской речи, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал и собственноручно напечатал на машинке свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви». Послание гласило: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...». Церковь благословила Отечественную войну русского народа. Защита Родины стала защитой Святой Руси. В Послании изъяснялся духовный смысл не только воинского подвига, но и мирного труда в тылу. «Нам нужно помнить заповедь Христову: "Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя". Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины». 26 июня митрополит Сергий совершил в московском Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства. 3 июля люди по радио услышали знаменитое христианское и совсем не коммунистическое обращение к народу И. В. Сталина: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!» Люди, жившие почти четверть века при безбожной власти, вновь почувствовали себя братьями и сестрами во Христе. Несомненно, Сталин понимал суть происходящего, он, учившийся в духовной семинарии, быстро осознал, что в войне не выстоять, если не опираться на поддержку истинно религиозного в своей основе патриотизма русского народа. Ведь, несмотря на все усилия богоборцев, всесоюзная перепись населения 1937 года засвидетельствовала, что более половины населения СССР (57 %) – верующие. Началась война – и вера ожила в сердцах людей. Народ пошёл в церковь. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) призывал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». В своих посланиях он прежде всего писал о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом». Все страшные 900 дней блокады Владыка Митрополит Алексий (Симанский) не разлучался со своей паствой, оставаясь в осажденном, замерзающем городе, наполненном трупами умерших от голода и непогребенных жителей. Он все время был в храме, одно время даже жил на колокольне Никольского собора. Он служил литургии, молебны, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. В своих проповедях и посланиях к пастве митрополит внушал людям надежду на избавление и победу. ― Бесчисленны были обращения русских людей к одному из самых почитаемых и любимых святых – святителю Николаю Чудотворцу, к блаженной старице Матроне Московской. Один боец успешно бежал из немецкого плена и пешком добирался до линии фронта. Однажды он уснул прямо в поле, вдруг кто-то как будто разбудил его, и он увидел перед собой старичка в священническом одеянии. Старичок говорит: «Что ты спишь? Сейчас придут сюда немцы», боец испугался и спрашивает: «Куда же мне бежать?». Священник говорит: «Вот видишь там кустарник, беги скорее туда», когда солдат обернулся, чтобы поблагодарить священника, его уже не было рядом. А позже он увидел точь-в-точь этого «старичка» на иконе святителя Николая Чудотворца. ― Интересен такой случай. Один из бойцов рассказывал о помощи святого праведного Алексия Мечёва, который к тому времени уже около двадцати лет, как преставился ко Господу.В начале Великой Отечественной войны этот боец попал с товарищами в плен к немцам. Заперли их в церкви, а затем стали выводить партиями на расстрел, повели с другими и его. Вспомнил он тогда об отце Алексии Мечёве, в отчаянии взмолился: "Батюшка, отец Алексий, спаси", и перекрестился. Смотрит, немцы, которые их вели, о чем-то заговорили между собой, а потом отделили его от остальных и дальше не повели. Всех расстреляли, а он остался жив. С тех пор этот человек в любой беде, при всякой трудности призывал в молитве отца Алексия и получал помощь. ― С конца 1990-х годов в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове хранится небольшая икона Казанской Божией Матери, называемая Партизанская, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду. В 2000 г. этот образ принес и передал настоятелю один немолодой пскович, родом из Порховского района, не назвавший своего имени. Даритель рассказал, что икона досталась ему от односельчан из Порховского района, где во время войны существовала «партизанская республика», и в одном из отрядов народных мстителей находился этот лик Пречистой Богородицы. Многим боровичанам пришлось бежать в леса — из-за подозрений в помощи партизанам им грозили либо концлагерь, либо высылка в Германию на рабский труд. Одна пожилая благочестивая женщина с собой взяла небольшой семейный образ — Казанскую икону. В партизанском лагере, в глубине лесной глухомани, в землянке, которая стала для нее новым домом, поставила святой лик, зажгла лампадку и стала молиться... Однажды, перед очередной боевой вылазкой, подошел к ней пожилой партизан-односельчанин с просьбой дозволить перед иконой ее помолиться. Случилось так, что с той операции он единственный живым вернулся. И пошло: сначала по одному, а потом и по нескольку человек стали партизаны, уходя на задание, творить молитву Пресвятой Деве перед ее Казанским образом. Предание рассказывает, что единственным в отряде, кто на эту икону не крестился, был политрук отряда, который как коммунист считал это для себя неприемлемым. Но настал день, когда немцы окружили партизанский отряд. Народные мстители смогли скрыться, но их вновь обнаружили. Второй раз партизаны сменили место лагеря — и вновь были настигнуты врагами. Несколько раз они ходили на прорыв — безрезультатно, лишь полегла почти половина отряда. Тут политрук и встал на колени перед Казанской: «Спаси, Заступница!» И... прорвались, к своим вышли. ― Еще про один случай рассказывали. В тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и с той, и с этой стороны. Бой стих только к вечеру. Бойцы занялись, кто чем в ожидании, когда привезут ужин. Один достал кисет, закурил, другой, отошел в сторону и выглянул из окопа, потом спустился обратно сам не свой и тихо сказал: «Там Женщина плачет». Когда со стороны немцев стихла стрельба, все услышали, что где-то и вправду плачет Женщина. Один солдат надел на голову каску и вылез на бруствер, и сказал: «Там туман клубится, а в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет Женщина. Наклоняется над убитыми и плачет. Она похожа на Богородицу». По ничейной полосе в клубах тумана шла Женщина в темной и длинной одежде. Она склонялась к земле и громко плакала. Было заметно, что немцы тоже на видение смотрели, их каски над окопами торчали. Пока все смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы, как будто саваном погибших укрыло. А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась. ― В разрушенном Сталинграде в Доме сержанта Павлова находилась новорожденная девочка Зина, она умирала. Боец Комалжан Тургунов с болью в сердце начал копать могилу для малышки, и в какой-то момент лопата наткнулась на твердый предмет, девочка открыла глаза и заплакала. Бойцы извлекли из земли иконку Пресвятой Богородицы. Мать положила иконку в портянку, в которую была завернута девочка (чистые портянки вместо пеленок отдали для девочки бойцы). Свершилось чудо, девочка выжила и сейчас живет в Волгограде – Зинаида Петровна Андреева. Тургунов дал обещание, что после войны у него родится много детей, столько, сколько товарищей он потерял на войне. Господь дал ему возможность исполнить свое обещание, у него родилось 11 детей, а 12-м своим ребенком он считал Зину. И умер он самым последним из защитников Дома Павлова, в 2015 г. ― С первых месяцев Великой Отечественной войны усилил свой молитвенный подвиг семидесяти шестилетний преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). Он, подобно святому Серафиму Саровскому, своему Небесному покровителю, в течение долгих дней и ночей молился у себя в огороде на камушке о спасении страны нашей от захватчиков. Пламенные молитвы преподобного Серафима Вырицкого о даровании русскому народу победы над врагом были одним из важнейших голосов в общей соборной молитве Русской Православной Церкви. Он сам говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…». Всем, приходившим к нему, старец говорил, что война кончится победой русского оружия и предсказывал, что вскоре воспрянет и вера народная – откроются храмы и монастыри. В годы проживания в Вырице преподобный Серафим проявил сполна все старческие дарования, те, которыми подлинный старец отличается от обычного священнослужителя – это дары прозорливости, исцелений и различения духов. Приходящим к нему людям, он мог, не колеблясь, сказать, жив или убит их родственник, ушедший на фронт, ответить на многие другие вопросы, старец за всех молился и всем старался помочь. Молитвенное предстательство преподобного помогло в годы войны великому множеству людей. По рассказам переживших блокаду духовных чад отца Серафима, они буквально ощущали его молитвенную помощь в осажденном городе и необыкновенно укреплялись, особенно, когда находились, казалось бы, в безвыходном положении. ― Великий старец схиархимандрит Софроний (Сахаров,1896-1993) рассказывал: «Для меня период войны совпал со временем моего пребывания в пустыне Афона. Жилищем моим были пещеры в ребрах крутых, почти отвесных скал, в которые ударяли в бурные дни и ночи морские волны, и их удары я чувствовал, лежа на моем не мягком ложе. В те жуткие для всей Европы годы море отдыхало от пароходов, кораблей и каиков, и я имел большее безмолвие, чем, возможно, в невоенные годы. О это было время усиленной молитвы за мир во всем мире, особенно за Россию». Слышал он, что фашисты имели намерение покончить с Россией. Их офицеры не скрывали геноцидных планов: раздать завоеванные территории солдатам, которые воевали на «восточном» (для немцев) фронте, оставив от всего населения России около тридцати миллионов рабочих на земле без права на образование, так как считали русских не человеками, а рабочим скотом. В те кошмарные годы старец подолгу молился, особенно по ночам. Часами рыдал он в своих молитвах «о мире всего мира», больше же всего за Россию, за русский народ, которому грозила наибольшая опасность едва ли не полного уничтожения. В момент своей самой горячей молитвы за мир старец получил извещение о переломе в войне. Это совпало с разгромом немецкой армии на Курской дуге. ― Нужно сказать, что в те годы многие верующие за пределами России молились о спасении нашей страны. Например, братство знаменитого монастыря преподобного Иова Почаевского, который в годы Второй мировой войны находился на территории так называемой Пряшевской Руси — в северо-восточной части Словакии и являлся в определенном смысле центром Русской Православной Церкви за границей. В обители было принято решение ежедневно совершать молебен Спасителю, Божией Матери и всем русским святым, а всем мантийным монахам ежедневно творить по двадцать пять поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, спаси Россию и воскреси святую Православную Русь». ― Удивительна помощь, которую явил святитель Василий Рязанский (святой тринадцатого века) своим землякам в годы войны.Это произошло в декабре 1941 г. К тому времени немцы вплотную подошли к Рязани. В городе была объявлена эвакуация. Узнав об этом, верующие собрались в храме на молитву.Многие рязанцы в те дни замечали, что по валу Рязанского кремля ходит странный старик и благословляет город. Тогда в кремле находились склады оружия и боеприпасов, Кремль был окружен военными и закрыт для посторонних. Когда на валу стал появляться этот старец, часовые пытались его поймать ― но он непостижимым образом пропадал. В Христорождественском соборе находятся мощи святителя Василия. Туда и уходил этот таинственный старец, а потом вновь появлялся и молился за город. И действительно, Рязань чудом была спасена от оккупации. ― Блокада Ленинграда была снята 27 января1944 г. в день памяти святой равноапостольной Нины. Есть свидетельство, чтов самый напряженный период блокады Ленинграда, когда казалось, что дни города сочтены, митрополит Зиновий (Мажуга) ― воспитанник знаменитой Глинской пустыни, ныне прославленный как святитель ― горячо молился о страждущих людях и имел чудесное видение, о котором потом многим рассказывал: “В это же время мне под утро в тонком сне привиделось, ― говорил владыка, ― как святая Нина предстоит перед престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из её глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные, слезы. Я это растолковал, что Божья Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу.” Митрополит Зиновий говорил также следующее: «Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях». Не только святые, уже переселившиеся из этой земной, временной жизни, являли чудодейственную помощь российскому воинству своим духовным оружием ― молитвой. Молились о даровании победы русскому народу и подвижники, жившие в те годы страшных испытаний, сколько молилось о спасении Отечества тайных подвижников и неявленных молитвенников, сколько помогали нуждающимся в их предстательстве людям,которые воевали, находились в плену, в заключении, стояли ожидая расстрела, голодали, замерзали, трудились в тылу. На фронтах воевало наше воинство, а духовную битву вели старцы-молитвенники, одни в лагерях и ссылках, другие на фронтах и в тылу, трудились на благо народа и во имя общей победы. Вообще можно было бы без преувеличения сказать, что на защиту России встал целый полк пламенных молитвенников и сильных ходатаев пред Всесильным Богом. ― Скольких людей спас от смерти святитель Лука (Войно-Ясенецкий), тысячи бойцов и офицеров прошли через его руки, и большинству из них он сохранил жизнь, проводя каждый день в операционной по десять-одиннадцать часов, выполняя уникальные операции. Сколько жен и матерей зашивали крестики и молитвы своим сыновьям и мужьям в гимнастерки, сколько молитв они посылали Матери Божией и святым Угодникам, умоляя об их предстательстве перед Господом Богом. О помощи святых, Царицы Небесной и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа можно понять даже неверующему человеку, если он вникнет в Церковный календарь и сопоставит его с Российским военно-историческим календарем. Если быть внимательным можно заметить, как много переломных моментов войны происходили в дни памяти тех или иных святых, праздниках различных икон Божией Матери, и Церковь знает, что Царица Небесная и святые Угодники помогали в это время нашим воинам и военачальникам. Немцев остановили под Москвой 18 октября в день памяти Московских святителей. Контрнаступление нашей армии в 1941 г. началось 6 декабря в день святого благоверного князя Александра Невского. Пасха в 1942 г. пришлась на 5 апреля — день Ледового побоища, когда под предводительством святого благоверного князя Александра Невского состоялась битва русских с немцами. 12 июля 1943 г. в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла произошло крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, окончательно похоронившее гитлеровскую операцию «Цитадель», и началось контрнаступление советских войск на Курской дуге. Киев был освобожден 6 ноября 1943 г. в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 24 июля 1944 г. в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги были освобождены узники лагеря смерти «Майданек», в котором фашисты истребили полтора миллиона человек. 6 мая 1945 г. — Пасха совпала с днем великомученика Георгия Победоносца (небесного покровителя маршала Георгия Жукова). 9 мая — День Победы, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии пришелся на Светлую седмицу, а Парад Победы в Москве на Красной площади совпал с днем Пресвятой Троицы — 24 июня. Танковые колонны и боевые самолеты получили имена русских святых князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, а ордена святых Александра Невского и Федора Ушакова появились на груди наших генералов и адмиралов. Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей — проявление милости Божией, заступничество Пресвятой Богородицы и святых Угодников Божиих. Много веков ограждают Российскую землю чудотворные иконы Матери Божией и нашей Заступницы: Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона хранит и благословляет южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Российскую с запада, на востоке, сияя до края земли лучами благодати, ограждает и благословляет Россию Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской. ― Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. После Казанскую икону Божией Матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона. В "Сборнике кратких христианских поучений к воинам", составленном протоиереем Георгием Мансветовым было отмечено: "Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение — в деснице Господней". Очень много книг написано о помощи Божией, Пресвятой Богородицы и святых угодников во время Великой Отечественной войны, о тяготах и беспримерном героизме солдат и офицеров, о возвращении к вере и открытом исповедании ее, несмотря ни на какие гонения.