«И явлю ему спасение Мое» Свидетельства о чудесном заступничестве Божием, Пресвятой Богородицы и святых угодников во время Великой Отечественной войны
Воскресный день 22 июня 1941 г., день нападения фашистской Германии на Советский Союз, совпал с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством, уже более двадцати лет гнавшим ее. Однако этого не произошло. Дух любви, присущий Церкви, оказался сильнее обид и предубеждений.
Шла безбожная пятилетка. Народ в значительной части своей оставил веру отцов. Но при всем том нашествие нацистской Германии на нашу землю открыло миру, что, вопреки всему, Православие жило потаенно в сердцах многих русских людей.
В первый же день войны, за 11 дней до знаменитой сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал и собственноручно напечатал на машинке свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви». «Невзирая на свои физические недостатки – глухоту и малоподвижность, – вспоминал позднее архиепископ Ярославский Димитрий (Градусов), – митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины».
Послание гласило: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...». Церковь благословила Отечественную войну русского народа. Защита Родины стала защитой Святой Руси. В Послании изъяснялся духовный смысл не только воинского подвига, но и мирного труда в тылу. «Нам нужно помнить заповедь Христову: "Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя". Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины». Митрополит Сергий определял и задачи духовенства: «Нам пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается: малодушного надо ободрить, огорченного утешить, колеблющемуся напомнить о долге и о воле Божией».
В послании четко отражена позиция Русской Православной Церкви, основанная на глубоком понимании патриотизма, чувстве ответственности перед Богом за судьбу земного Отечества. Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель выпустил до 23-х патриотических посланий.
26 июня митрополит Сергий совершил в московском Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, зачитав молитву, составленную в Отечественную войну 1812 г.
3 июля люди по радио услышали знаменитое христианское и совсем не коммунистическое обращение к народу И. В. Сталина: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!» Люди, жившие почти четверть века при безбожной власти, вновь почувствовали себя братьями и сестрами во Христе. Несомненно, Сталин понимал суть происходящего, он, учившийся в духовной семинарии, быстро осознал, что в войне не выстоять, если не опираться на поддержку истинно религиозного в своей основе патриотизма русского народа. Ведь, несмотря на все усилия богоборцев, всесоюзная перепись населения 1937 г. засвидетельствовала, что более половины населения СССР (57 %) – верующие.
Началась война – и вера ожила в сердцах людей. Народ пошёл в церковь.
Уже летом 1941 г. была прекращена антирелигиозная пропаганда. Закончился выпуск антирелигиозных журналов. Была ликвидирована антирелигиозная секция при институте философии Академии наук СССР, а Центральный музей истории атеизма оказался фактически выброшенным на улицу. Был распущен Союз воинствующих безбожников.
Митрополит Сергий не был одинок в своем призыве к православному народу. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) призывал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». В своих посланиях он прежде всего писал о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».
С патриотическими посланиями к пастве обращался и другой ближайший сподвижник Местоблюстителя митрополит Николай (Ярушевич), который часто выезжал на периферию, совершая богослужения в местных церквах, произносил проповеди, которыми утешал исстрадавшийся народ, вселяя надежду на всемогущую помощь Божию, призывая паству к верности Отечеству. В первую годовщину начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 г., митрополит Николай обратился с посланием к пастве, жившей на территории, оккупированной немцами: «Исполнился год, как фашистский зверь заливает кровью нашу родную землю. Этот ворог подвергает осквернению наши святые храмы Божии. И кровь убиенных, и разоренные святыни, и разрушенные храмы Божии – все вопиет к небу об отмщении! Святая Церковь радуется, что среди вас на святое дело спасения Родины от врага восстают народные герои – славные партизаны, для которых нет выше счастья, как бороться за Родину и, если нужно, и умереть за нее».
В далекой Америке бывший глава военного духовенства белой армии митрополит Вениамин (Федченков) призывал Божие благословение на воинов советской армии, на весь народ, любовь к которому не прошла и не уменьшилась в годы вынужденной разлуки. 2 июля 1941 г. он выступил на многотысячном митинге в Медисон-Сквер-Гарден с обращением к соотечественникам, союзникам, ко всем людям, сочувствовавшим борьбе с фашизмом, и подчеркнул особый, промыслительный для всего человечества характер совершавшихся на Востоке Европы событий, сказав, что от судьбы России зависят судьбы всего мира. Особое внимание Владыка Вениамин обратил на день начала войны – День Всех святых, в земле Российской просиявших, считая, что это есть «знак милости русских святых к общей нашей Родине и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом».
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме было три благодатных явления.
В первый раз он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворна и сонм святых – все они молили Господа, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России упадок веры и благочестия столь велик, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Потом было второе явление: Божия Матерь и святой Иоанн Креститель стояли пред Престолом Господним и снова молили о спасении России. И вновь последовал тот же ответ: «Я не оставлю Россию». В третий раз старец увидел Пресвятую Богородицу стоящей пред Сыном Своим и со слезами умоляющей Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, – говорила Она, – как Я стояла у Твоего Креста…» – и хотела опуститься на колени. «Не надо, – сказал Спаситель, – Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слез Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
С конца 1990-х годов в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове хранится икона Божией Матери, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду. Сей воинский храм был поставлен в 1908 г. как полковая церковь, и только в 1992 г., после полувека забвения и запустения, в нем вновь начались службы. В музее этого храма хранятся различные реликвии, относящиеся к истории Православной Церкви: это и уникальные кресты с финифтью, сбереженные в лихолетье пожилыми прихожанками, и риза Иоанна Кронштадтского, и дорожная Библия последнего русского императора. Хранится здесь и небольшая икона Казанской Божией Матери, называемая Партизанская. В 2000 г. этот образ принес и передал настоятелю один немолодой пскович, родом из Порховского района, не назвавший своего имени. Даритель рассказал, что икона досталась ему от односельчан из Порховского района, где во время войны существовала «партизанская республика», и в одном из отрядов народных мстителей хранился этот лик Пречистой Богородицы.
Многим боровичанам пришлось бежать в леса — из-за подозрений в помощи партизанам им грозили либо концлагерь, либо высылка в Германию на рабский труд. Одна пожилая благочестивая женщина с собой взяла небольшой семейный образ — Казанскую икону. В партизанском лагере, в глубине лесной глухомани, в землянке, которая стала для нее новым домом, поставила святой лик, зажгла лампадку и стала молиться...
Однажды, перед очередной боевой вылазкой, подошел к ней пожилой партизан-односельчанин с просьбой дозволить перед иконой ее помолиться. Случилось так, что с той операции он единственный живым вернулся. И пошло: сначала по одному, а потом и по нескольку человек стали партизаны, уходя на задание, творить молитву Пресвятой Деве перед ее Казанским образом. Предание рассказывает, что единственным в отряде, кто на эту икону не крестился, был политрук отряда, который как коммунист считал это для себя неприемлемым. Но настал день, когда немцы окружили партизанский отряд. Народные мстители смогли скрыться, но их вновь обнаружили. Второй раз партизаны сменили место лагеря — и вновь были настигнуты врагами. Несколько раз они ходили на прорыв — безрезультатно, лишь полегла почти половина отряда. Тут политрук и встал на колени перед Казанской: «Спаси, Заступница!» И... прорвались, к своим вышли.
Еще про один случай рассказывали. Место, где солдаты сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал бойцам: немцы атаковали превосходящими силами, а солдаты их отбрасывали, и потери были на удивление небольшими. В тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и с той, и с этой стороны. Бой стих только к вечеру. Бойцы занялись, кто чем в ожидании, когда привезут ужин. Один достал кисет, закурил, другой, отошел в сторону и выглянул из окопа, потом спустился обратно сам не свой и тихо сказал: «Там Женщина плачет». Когда со стороны немцев стихла стрельба, все услышали, что где-то и вправду плачет Женщина. Один солдат надел на голову каску и вылез на бруствер, и сказал: «Там туман клубится, а в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет Женщина. Наклоняется над убитыми и плачет. Она похожа на Богородицу».
По ничейной полосе в клубах тумана шла Женщина в темной и длинной одежде. Она склонялась к земле и громко плакала. Было заметно, что немцы тоже на видение смотрели, их каски над окопами торчали. Пока все смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы, как будто саваном погибших укрыло. А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.
Документ, датированный 1943 г., был обнаружен в архиве Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР историком Вадимом Николаевичем Якуниным. Фрагмент, касающийся Сталинградского знамения, опубликован в пересказе в его книге. Он в 90-х годах работал над диссертацией на тему "Русская православная церковь в Великой Отечественной Войне" и наткнулся на отчет уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по УССР Ходченко. Тот сообщал в Москву своему начальнику, председателю этого Совета полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей чуда.
И вот удалось разыскать несколько очевидцев, которые еще были живы в начале нашего столетия. Один из них, Георгий Ильич Голубев, служил до войны в Кремле в охране маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Когда началась эвакуация части руководящих работников правительства в Куйбышев, Георгий Ильич попросился на фронт. Георгий Ильич в кругу семьи вплоть до своей кончины вспоминал о явлении Божией Матери в небе Сталинграда в ноябре 1942 г. Офицер особого отдела, Голубев, курсировал с секретными документами с правого берега Волги на левый. Каждая такая переправа могла оказаться последней.
В те ноябрьские дни почти постоянно шел ледяной дождь, все было покрыто изморозью, на Волге шла шуга (по-местному, "сало"). При подготовке к очередной переправе все мысли Георгия Ильича были о преодолении реки, о том, как ловчее избежать немецких мин, снарядов и бомб. Он, девятый ребенок в семье — "последыш" и мамин любимчик, был от рождения подвижен, как ртуть, и считал, что удачлив в жизни. Когда Георгий Ильич, весь грязный и мокрый, ползком, наконец, добрался до своих и начал переодеваться в чистое, чтобы явиться с секретными документами к командованию, один из встречавших и помогавших ему бойцов сказал: "Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели — Божия Матерь была в небе! В рост и с Младенцем Христом! Теперь точно порядок будет".
В Доме сержанта Павлова находилась новорожденная девочка Зина, она умирала. Боец Комалжан Тургунов с болью в сердце начал копать могилу для малышки, и в какой-то момент лопата наткнулась на твердый предмет, девочка открыла глаза и заплакала. Бойцы извлекли из земли иконку Пресвятой Богородицы. Мать положила иконку в портянку, в которую была завернута девочка (чистые портянки вместо пеленок отдали для девочки бойцы). Свершилось чудо, девочка выжила и сейчас живет в Волгограде – Зинаида Петровна Андреева. Тургунов дал обещание, что после войны у него родится много детей, столько, сколько товарищей он потерял на войне. Господь дал ему возможность исполнить свое обещание, у него родилось 11 детей, а 12-м своим ребенком он считал Зину. И умер он самым последним из защитников Дома Павлова, в 2015 г.
Еще одну историю рассказала Людмила Владимировна С. Ее доброжелательная и гостеприимная бабушка, Варвара Степановна Яцун, трудилась при храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице: пела в хоре, помогала при уборке храма, принимала священников. И это в тяжелые 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Она постоянно прибегала за советом и молитвой к преподобному Серафиму Вырицкому и жила его наставлениями. Когда началась Великая Отечественная война, муж ее, Михаил Родионович, и все пятеро сыновей отправились воевать. Всем им Варвара Степановна вшила в гимнастерки иконочки святителя Николая Чудотворца и наказала молиться ему. Преподобный Серафим утешал ее: «Вернутся они». И действительно, с войны пришли и муж, и все пятеро сыновей. И притом все они побывали в самом пекле.
Муж и младший 15-летний сын пошли в партизаны. В 1944 г. угодили они в засаду к немцам. Их схватили и заперли в сарае, намереваясь утром расстрелять. А наутро в село стремительно ворвались красноармейцы и немцам стало не до пленных. Потом сын воевал в Красной Армии, освобождал Европу.
Другой сын, Александр, служил на железной дороге и водил поезда на самых опасных участках под немецким обстрелом. Его товарищи погибали один за другим, а на нем – ни царапины. Его сослуживцы удивлялись: «Да ты как будто заговоренный». Не знали они, что хранили его предстательство святителя Николая, молитва преподобного Серафима и горячие материнские моления.
Очень тревожилась Варвара Степановна за своего сына Ивана. Ванька рос парнем бедовым, задиристым и хулиганистым. Любимой его забавой было запрыгивать на поезда и прыгать с них. На войне эти качества очень даже пригодились: Иван Михайлович пошел в разведку. Специализировался он на взятии «языков». Брал их десятками, профессионально, без лишнего шума. Вся грудь у него была в орденах. Матери старался писать регулярно. И вдруг, в самом конце войны, в апреле, – как в рот воды набрал: ни слуху, ни духу. Уже отгремел победный салют 9 мая уже возвращаться стали воины-победители, а от Ивана нет вестей. Приходит Варвара Степановна к преподобному Серафиму со слезами: «Батюшка, скажи мне прямо: жив ли мой Ванька али мертв?» И преподобный Серафим ей ответил: «Жив он, жив. Но сейчас он в чужой стране. И был он между жизнью и смертью». И вдруг возвращается Иван. И рассказывает, что, когда брал он своего последнего «языка», уже в Австрии, немцы подорвали здание, в котором они были. К счастью, товарищи вытащили его из-под развалин. Но несколько суток в госпитале был он между жизнью и смертью. Насилу выходили его врачи. Но, наверное, вряд ли это было возможно без помощи свыше святителя Николая и молитв преподобного Серафима Вырицкого.
Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей — проявление милости Божией, заступничества Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.
Как писалось в "Сборнике кратких христианских поучений к воинам", составленном протоиереем Георгием Мансветовым на основе проповедей, прочитанных накануне Отечественной войны 1812 г., т.е. в 1810-1811 гг.: "Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение — в деснице Господней".
Много веков ограждают Российскую землю чудотворные иконы Матери Божией и нашей Заступницы: Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона хранит и благословляет южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Российскую с запада, на востоке, сияя до края земли лучами благодати, ограждает и благословляет Россию Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный евангелистом Лукой.
Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали. После Казанскую икону Божией Матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона. Киев — матерь русских городов — был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Очень много книг написано о помощи Божией, Пресвятой Богородицы и святых угодников во время Великой Отечественной войны, о тяготах и беспримерном героизме солдат и офицеров, о возвращении к вере и открытом исповедании ее, несмотря ни на какие гонения.