Память святых Новосибирской митрополии и священнослужителей Новосибирской области и Колыванского района, пострадавших в 20-е и 30-е годы ХХ столетия
«Гордится славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оное есть постыдное малодушие». А.С. Пушкин
4 ноября, Россия отмечает новый (в своей новейшей истории) праздник - «День народного единства». В этот же день (по старому стилю это 22 октября) уже четвертую сотню лет Русская Православная церковь почитает память Казанской иконы Божией Матери. Гонения… Казалось бы, это слово по своему страшному значению уже давно отошло на третий план. Сейчас все спокойно, все разрешено. Люди вечерами сидят перед телевизором, свободно общаются с кем захотят. Многим сегодня и представить трудно — как это так — терпеть гонения и гонения даже до смерти за идею, за веру? Удобный диван да вкусная еда — вот главные ценности и смысл существования современного человека. Но так было не всегда. Мы все знаем, что сейчас происходит на близкой и родной нам Украине. Мы знаем, что там гибнут наши воины и мирные жители, разрушены производства, больницы, жилье и храмы, преследуют православных священников и верующих. Вся страна посылает помощь в виде одежды, медикаментов, еды и всего, что необходимо воинам и мирным жителям, везут церковную утварь, иконы и многое для восстановления церковной жизни. Церковь не перестает нам напоминать о том, что гонения на верующих, как сейчас на Украине, так и в годы репрессий были вызваны именно исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не какой-либо антигосударственной деятельностью. Все мученики и мученицы Российские были верными сынами и дочерями своего земного Отечества. Поэтому мы призываем направить совместные усилия Церкви, государства и общества на увековечение памяти жертв гонений на веру, что внесет весомый вклад в изменение нравственного состояния нашего народа. Кровь мучеников — семя Церкви. Молитвенная помощь новомучеников и исповедников Российских помогла возрождению Православия в России. Земля Российская вновь украшается храмами Божиими, и родители могут безбоязненно крестить своих детей. Мы нуждаемся в молитвенном предстательстве пред Богом святых новомучеников, потому что и в настоящее время наша вера проходит различные испытания. Сегодня особенно необходимо, чтобы духовные плоды подвигов новомучеников и исповедников Российских послужили современной жизни нашего общества.
Сибирь в XX веке стала поистине Российской голгофой, потому что на этой земле мученическими подвигами прославилось бесчисленное множество святых сродников наших. При этом Церковь помнит не только прославляемых ею святых, но молится и о всех жертвах страшных репрессий и призывает общество хранить память об этих трагических страницах нашей истории, помнить о невинно пострадавших. Сегодня хотелось бы вспомнить и почтить память наших новосибирских святых и новомучеников, всех прославленных известных или неизвестных страдальцев, пострадавших в лихую годину. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно рапорту Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, утвержден день празднования Собора святых Новосибирской митрополии – 29 февраля по новому стилю (или 1 марта, если год не високосный) - в день памяти святителя Макария (Невского), митрополита Московского.
Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) – митрополит Московский и Коломенский. Известный миссионер, «апостол Алтая». Будущий святитель родился во Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский, после окончания учебы был принят в Алтайскую духовную миссию.Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 2000 г. на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых. Иеромонах Валентин (Лукьянов) родился в 1875 г. в Калужской губернии в семье крестьянина Иакова Лукьянова и в крещении наречен был Василием. Образование он получил в церковноприходской школе; женился, и у них с женой родилось трое детей, но вскоре после рождения последнего ребенка Василий овдовел. В 1906 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру, в 1915 г. Василий был пострижен в монашество и наречен Валентином. В 1937 г. сотрудники НКВД арестовали о. Валентина и обвинили его в антисоветской агитации, заключили в Таганскую тюрьму в Москве. «Тройка» НКВД приговорила отца Валентина к десяти годам заключения. Преподобномученик иеромонах Валентин (Лукьянов) скончался 1 июня 1940 г. в исправительно-трудовом лагере в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле, канонизирован в 2004 г. Священник Илия (Илья Яковлевич Березовский) родился в 1890 г. в селе Гляден Томской губернии Алтайского горного округа. Первый раз о. Илия был арестован в 1933 г. и выслан в Казахстан. В 1937 г. он снова был арестован Каскеленским отделом НКВД и обвинен в том, что среди населения села Чемолган вел агитацию за создание церковной общины и открытие церкви. В 1938 г. «тройка» НКВД приговорила отца Илию к расстрелу. Священномученик Илия Березовский был расстрелян в том же году и погребен в общей безвестной могиле,канонизирован в 2000 г. Священник Михаил Пятаев родился в Пензенской губернии в 1891 г.. Женился и в 1917 году и переехал в Омск. До 1921 года служил в Омске, а затем был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка (ныне – на территории Кыштовского района Новосибирской области). 8 января 1930 года арестован и отправлен в тюрьму в город Каинск (ныне – г. Куйбышев Новосибирской области). Священник Иоанн Куминов родился в Омской области в 1877 г. В 1922 г. рукоположен во священника. Служил в храмах Омской епархии. В 1928 г. направлен в Богоявленский храм села Малокрасноярка, где служил вторым священником. Был арестован вместе с настоятелем храма и заключен в тюрьму г. Каинска. По ложному обвинению в контрреволюционной деятельности священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были приговорены к смерти и расстреляны 28 февраля 1930 г., погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске (ныне - г.Куйбышев), канонизированы в 2000 г. Священник Николай Ермолов родился в Самарской губернии в 1874 г. В 1900 г. рукоположен во священника. В ноябре 1919 г. отец Николай с семьей вместе с отступающей Белой армией отправился в Сибирь, где жил его брат. Служил в селах Мошковского и Тогучинского районов нынешней Новосибирской области. В 1924 г. о. Николай был назначен настоятелем Никольской церкви с. Ордынское Новосибирской губернии, в 1928 г. был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Ордынского округа. 27 июля 1937 г. он был арестован в составе большой группы священнослужителей Новосибирской области, 27 сентября 1937 г. он был этапирован в тюрьму г. Новосибирска. 1 октября 1937 года особой «тройкой» НКВД по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу. Священник Иннокентий Кикин родился в Каинском округе Томской губернии в 1878 г., в 1910 г. рукоположен во священника и назначен настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома с. Нижнекаменского Барнаульского уезда Томской губернии (ныне Нижнекаменка Ордынского района Новосибирской области). В 1937 г. арестован в составе группы священников и мирян во главе с протоиереем Николаем Ермоловым. 1 октября 1937 года особой «тройкой» при НКВД по Западно-Сибирскому краю приговорен к расстрелу вместе с протоиереем Николаем Ермоловым. Оба священномученика расстреляны 26 октября 1937 г. в Новосибирске, погребены в безвестной общей могиле, канонизированы в 2002 г.
Духовенство и миряне Новосибирской епархии 25 мая 1936 г. Снимок сделан по случаю 10-летия архиерейского служения архиепископа Новосибирского Сергия (Василькова). В настоящее время известно, что в центре в белом клобуке сидит митрополит Никифор (Асташевский) . Рядом с ним архиепископ Сергий (Васильков) , во втором ряду второй слева – священник Петр Мильский (расстрелян 27 августа 1937 г. в Бийске), четвертый слева - протоиерей Василий Вавилов (расстрелян 29 июля 1937 г. в Новосибирске). Седьмой слева, рядом с архиепископом Сергием, протоиерей Иоанн Боголюбов (расстрелян 25 августа 1937 г. в Новосибирске). В третьем ряду пятый слева стоит протодикон Григорий Солодилов (расстрелян 25 августа 1937 г. в Новосибирске). На территории Новосибирской области известно еще одно место, которое «прославилось» жесточайшими репрессиями против священнослужителей. На территории Доволенского района в с. Волчанка существовал «Штаб» партизан. Партизаны боролись в годы Гражданской войны с отрядами Колчака и чинили жестокие расправы над местными жителями. Особое место занимают расправы над священниками, которые совершались с особой жестокостью. Опираясь на сохранившиеся документы, рукописи, дошедшие до нас воспоминания людей, которые не были участниками, но непосредственно общались с очевидцами тех событий, убийство священников совершалось неоднократно в 1919 — 1932 годах. Активные поиски захоронения священнослужителей были вызваны настоятельной просьбой православных жителей села Волчанка. В Волчанку со всей округи свозили священников. По мнению новой власти, именно священники являлись главным препятствием на пути строителей «новой жизни» и в годы Гражданской войны, и в период коллективизации в начале 30-х годов. Многое рассказал старожил с. Волчанка Бовкун Василий Александрович 1929 г. р. В начале 50-х годов он проживал на квартире у волчанского конюха Митрофана Ширина, который неоднократно, с циничной похвальбой, рассказывал о казни 40 священников, которую они совершили в начале 30-х годов, даже со слов палача — с особой жестокостью. Митрофан рассказывал: «Вывели мы попов за деревню, за ту линию, которая отделяла в то время выпаса от сенокосов, и заставили их рыть себе могилы. После этого начались расправы. В священников стреляли, полуживых добивали лопатами, один пытался выбраться из могилы — ему лопатой отсекли голову, и, наконец, еще не умерших людей засыпали землей». Этот рассказ привел в ужас Василия Александровича, он воскликнул: «Как вы могли так поступать с людьми!?», на что палач с усмешкой отвечал: «Это не люди, это попы». Житель с. Волчанка Кобзев передал рассказ своей матери, ныне покойной, что свозили священников из близлежащих районов по два-три человека. Ей запомнилось, что среди казненных был священник из Карасука. Священников содержали под стражей не более двух-трех дней. После чего выводили за деревню и убивали лопатами или колотушками в осиновых околках вдоль старой Ильинской дороги. Ныне живущий в Волчанке Капнинов Николай Назарович сообщил, что его отец в те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно показывал своему сыну место казни, запрещая ему на этом месте пасти скот. Николай Назарович хорошо знал эти пять углублений в земле и именно он безошибочно указал, где покоятся убиенные священники. Одно из святых мест в Новосибирской области – святой источник, бьющий из земли в километре от микрорайона Ложок города Искитима. Источник тоже здесь так называют – Ложок. Само название какое-то спокойное, ласковое. Но если поинтересоваться историей святого ключа – мороз по коже пойдет. Когда-то, в советское время, на этом месте стоял лагерь смерти. Среди лагерных заключенных было много священнослужителей. Голодные люди жили в холодных, продуваемых насквозь бараках, а днем работали в известковых карьерах и умирали каждый день – от холода, голода, болезней, вызванных непосильным трудом. А поскольку это был ко всему прочему еще и штрафной лагерь, то тех, кто, по мнению лагерного начальства, нарушал режим, просто расстреливали. Много тогда невинных людей пострадало, в том числе и за веру православную. Вот на таком расстрельном месте в середине прошлого столетия и забил ключ с ледяной водой. Сразу заговорили о том, что родник этот непростой, и вода в нем – святая. Местные власти, конечно, заволновались, и родник, говорят, взорвали. Однако источник вновь появился, но уже в нескольких десятках метров от прежнего места.
Среди пострадавших в годы гонений были и священнослужители Колыванского района
Священник Иннокентий Васильевич Бархатный родился в 1882 г. Обучался в Томской Духовной семинарии. В 1904 г. был рукоположен в сан священника. В 1906 г. священник Иннокентий Бархатный был направлен к градо-Колыванской училищной церкви. С 1930 по 1937 гг. о Иннокентий Бархатный служит в храмах г. Новосибирска. В 1937 г. назначается к церкви г. Татарска. В том же году о. Иннокентий Бархатный был арестован и расстрелян. Священник Василий Егоров закончил Саратовскаую Духовную Семинарию. До революции 1917 г. служил в Рязанской губернии, после революции был переведен в с. Колывань под г. Новосибирском. «В годы сталинских гонений о. Василию власти предлагали расстричься, но он категорически отказался. Ему пришлось жить отдельно от своей семьи (у него было трое своих детей и один приемный). Желая уберечь семью от гонений, он говорил родным: «Если увидите меня на улице не подходите», но несмотря, на это детей о. Василия выгнали из Томского университета. По сведениям внучки, о. Василий был арестован в 1937 г. и в том же году скончался на этапе от сердечного приступа. Священник Павел Александрович Попов служил в Троицком соборе Колывани, затем вселе Ново-тырышкино Колыванского района, в августе 1920 г., расстрелян за то, что не осудил Колыванское восстание, а по словам окружающих благословлял повстанцев. Священник Карп Иванович Кумачев родился в 1845 г., в Киевской губернии. Проживал в с. Тоя-Монастырка Колыванского р-на. Осужден в 1937, обвинялся в антисоветской агитации и пропаганде, ст. 58-10 УК РСФСР. Постановлением «тройки» УНКВД по Новосибирской области был расстрелян 09.12.1937, реабилитирован в 1989 г. Подкопаев Григорий Агафонович, псаломщик родился в семье крестьянина в 1907 г., в Барнаульском уезде Томской губернии.Служил с 1927 по 1933 г. псаломщиком в храме с. Черемное Павловского района Сибирского края. Был арестован в 1933 г. иосужден «тройкой» при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет исправительно-трудовых работ. С июля 1933 до 1942 г. отбывал наказание в лагерях. В 1943 г. после отбытия полного срока взят в армию, где прослужил до 1945 г. В 1949–1950 служил псаломщиком в Александро-Невском храме с. Колывань Новосибирской обл., умер 07.03.1973, г. Кемерово. В 1993 г. реабилитирован прокуратурой Алтайского края. Лаптев Мартиниан Владимирович, церковный староста родился в 1890 г., в с. Колывань Новосибирская обл. , где и служил при храме. Арестован в 1937 г., осуждён в том же году «тройкой» УНКВД по НСО по обвинению в антисоветской агитации, ст. 58-10 УК РСФСР. Приговорен к 10 годам исправительно-трудовых работ с поражением в правах еще на 5 лет, реабилитирован в 1989 г. Сперанский Павел Матвеевич, в анкете назван «служитель религиозного культа» родился в 1868 г. в с. Медяны. Образование имел духовное. Проживал в с. Тырышкино Колыванского р-на Новосибирского области. Арестован в 1930 г. по обвинению в антисоветской агитации по ст. 58-10 УК РСФСР, осужден «тройкой» ПП ОГПУ Сибкрая, приговорен к 5 годам лишения свободы, реабилитирован в 1989 г. Мы сегодня с вами вспомнили лишь очень малую толику православных христиан, а их были сотни и сотни тысяч, наших с вами знаемых и незнаемых отцов и дедов, матерей и сестер, пострадавших в ХХ веке. В заключении хочется вспомнить слова патриарха Алексия II: «Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства, — тогда начинается разложение государства. Повергнутые в распрю, люди утрачивают духовные ориентиры, и на первое место выходят инстинкты и пороки. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм — все это ведет к вырождению нации».